По предложению акима города Шымкента Мурата АЙТЕНОВА для разработки нового облика Шымкента был использован и зарубежный опыт, приглашены лучшие генпланисты Киева, Минска, Санкт-Петербурга. То есть градостроительством Шымкента занимаются высокие профессионалы.
Один из основополагающих принципов нового генплана — полицентричность. Это означает, что понятие единого «центра» города исчезнет.
«Каждый из пяти районов Шымкента будет иметь свой центр, со своими парками, школами, детсадами, поликлиниками, больницами, спортивными заведениями, магазинами, объектами соцкультбыта, зоной отдыха, – поясняет Ержан Нуразханов. — Для жителей района все должно быть в шаговой доступности.
Еще один важный принцип — зональность. На выставке горожане увидели, где будут сосредоточены жилые массивы, промышленная зона, высшие учебные заведения и так далее.
Каркас города — это дороги. По новому генплану предусмотрено три дорожных кольца. Внешнее кольцо намного уменьшится — так будет экономически целесообразнее.
Помимо традиционного, появится альтернативный городской транспорт. Речь идет о легкорельсовом транспорте — скоростных современных электрических трамваях, хорошо зарекомендовавших себя во многих странах мира. Это очень экономичное решение, найденное нашими проектировщиками. ЛРТ предназначен для второстепенных дорог.
Еще одна транспортная альтернатива — это BRT (Bus rapid transit. – Прим.) — скоростные автобусные маршруты. Суть этого проекта в том, что для общественных автобусов на дорогах будут выделяться специальные полосы.
С севера на юг, с востока на запад через город протянутся сквозные дороги. Пассажиры перестанут страдать от медленной скорости движения общественного транспорта».
По словам главного архитектора Шымкента, зонирование благотворно скажется на экологии. В старых генпланах промышленная зона была расположена на восточной стороне, с которой по розе ветров на центр дует господствующий ветер. Конечно, нельзя полностью снести старую промзону с готовой инфраструктурой. Предполагается, что там будут находиться предприятия легкой промышленности, IT- и нанотехнологий, сборочные цеха, то есть экологически невредные производства. А крупные промышленные предприятия будут в основном сосредоточены в новой индустриальной зоне в западной части.
Железная дорога по плану должна пролегать по северной окраине города. Ведь по ней часто ходят эшелоны с открытыми рудами, что по вредности сопоставимо с тяжелым металлургическим производством, загрязняющим воздух. Поэтому важно, чтобы потоки этого воздуха проходили мимо города.
А старая железнодорожная ветка останется для пассажирского транспорта.